Строим здание кафе «МАХ»
Продолжим работу над сценой «МАХ-кафе». Используя примитивы-параллелепипеды, построим здание кафе. С этой целью выполните шаг за шагом следующие действия:
1. Если сцена MAX-kafe01 уже загружена в max 7.5 после выполнения упражнения 1, то переходите сразу к п. 2. Если же работа с max 7.5 была завершена, то запустите программу и загрузите сцену, пока что содержащую единственный объект, созданный при выполнении упражнения 1, -- основание сцены (при необходимости файл нужной сцены под именем MAX-kafe01.max можно найти в папке \Scenes\Glava_05 компакт-диска, прилагающегося к книге). Сохраните только что загруженный файл под именем MAX-kafe02.max, используя при- ' ем инкрементирования имени.
2. Постройте параллелепипед, который будет играть роль фундамента. Щелкните на кнопке Box (Параллелепипед) в свитке Object Type (Тип объекта) командной панели Create (Создать). Переместите курсор в окно проекции Тор (Вид сверху). Нажав и удерживая клавишу Ctrl, поместите курсор в точку (0; 0; 0), над которой должен появиться значок привязки, щелкните кнопкой мыши и перетаскивайте курсор по диагонали, пока размеры основания параллелепипеда в счетчиках Length (Длина) и Width (Ширина) свитка Parameters (Параметры) не станут равны 600 см (действует привязка к узлам сетки!). Отпустите кнопку мыши и только после этого отпустите клавишу Ctrl. Переместите курсор вверх, придавая блоку фундамента высоту. Так как включен режим привязки, высота будет меняться скачками с шагом 100 см — таков шаг сетки в окне проекции Тор (Вид сверху), если вы ничего не изменяли. Щелкните кнопкой мыши, фиксируя высоту в 100 см.
3. Переместите курсор на командную панель Create (Создать) и установите значения размеров в счетчиках Length (Длина) и Width (Ширина) свитка Parameters (Параметры) равными 680 см. а в счетчике Height (Высота) — 30 см. Установите флажок Generate Mapping Coords (Проекционные координаты). Введите имя объекта Fundament в свитке Name and Color (Имя и цвет). Пока объект еще выделен, щелкните на кнопке Zoom Extents All Selected (Выделенные объекты целиком во всех окнах), которая находится на раскрывающейся панели инструмента Zoom Extents All (Сцена целиком во всех окнах) в группе кнопок управления окнами проекций, чтобы увеличить масштаб изображения блока фундамента в каждом из окон проекций до размеров окна.
4. Уточните координаты расположения опорной точки фундамента. Щелкните на кнопке инструмента Select and Move (Выделить и переместить), а затем щелкните на этой же кнопке правой кнопкой мыши. В появившемся окне диалога Move Transform Type-In (Ввод данных преобразования перемещения) введите во все три счетчика группы Absolute: World (Абсолютные: Глобальные) значения 0. Как вы помните, в max 7.5 можно и просто ввести эти значения в поля отсчета координат в строке состояния, проследив только за тем, чтобы не была нажата кнопка Absolute Mode Transform Type-In (Ввод абсолютных значений преобразования) слева от этих полей.
ЗАМЕЧАНИЕ Можно выполнять все построения «на глазок», но мы будем уточнять координаты как в целях обучения, так и для получения более качественной сцены. |
5. Теперь создайте еще один параллелепипед в качестве пола помещения кафе. Снова щелкните на кнопке Box (Параллелепипед), переместите курсор в окно проекции Тор (Вид сверху) и опять установите его над точкой (0; 0; 0). Действуя точно так же, как описано в п. 2, постройте параллелепипед размером 600x600x5 см. Назовите этот объект Pol.
ЗАМЕЧАНИЕ Если вы обнаружите, что вводимые в счетчики размеров значения не оказывают влияния на вид выделенного объекта в окнах проекций, значит, вы случайно завершили процесс его создания. Теперь для внесения изменений в параметры объекта необходимо перейти на командную панель Modify (Изменить) и действовать, как описано выше в разделе «Модификация параметров объектов в любое время после их создания». |
6. Выберите инструмент Select and Move (Выделить и переместить) и активизируйте окно проекции Front (Вид спереди), щелкнув па нем правой кнопкой мыши. Установите курсор на ось Y контейнера преобразования, чтобы она окрасилась в желтый цвет, и переместите объект Pol вверх на 30 см, поместив его точно поверх фундамента. Вид сцены на данный момент в окне перспективной проекции показан на рис. 5.11. Масштаб изображения в окне немного увеличен, а плоскость проекции слегка повернута. Уточните координаты X, Y и Z объекта, как описано в п. 4, — они должны быть равны (0; 0; 30).
Рис. 5.11. На основании сцены расположены фундамент и пол здания кафе «МАХ»
7. Создайте потолок помещения в виде дубликата объекта Pol. Для этого выключите режим привязки, щелкнув на кнопке 2D Snap (Двумерная привязка), и немного переместите изображение проекции вниз, используя инструмент Pan (Прокрутка) из группы кнопок управления окнами проекций. Нажав и удерживая клавишу Shift, щелкните на объекте Pol в окне проекции Front (Вид спереди) и переместите объект вверх примерно на 290 см, следя за величиной смещения в поле отсчета координаты Y строки состояния. Отпустите кнопку мыши, а затем — клавишу Shift. В появившемся окне диалога измените имя копии объекта на Potolok и щелкните на кнопке ОК.
8. Теперь, пока объект Potolok еще выделен, задайте точную высоту его размещения. Для этого убедитесь, что кнопка Absolute Mode Transform Type-In (Ввод абсолютных значений преобразования) в строке состояния не нажата, и введите в поле Z отсчета координат величину 325. Это будет означать, что потолок расположится относительно пола на высоте 295 см. Нажмите клавишу Enter, наблюдая за смещением объекта Potolok.
9. Создайте левую и правую стены помещения кафе. Прокрутите изображение в окнах проекций Front (Вид спереди) и Left (Вид слева) вниз, используя инструмент Pan (Прокрутка), так чтобы центр окна располагался примерно посередине между объектами Pol и Potolok. Щелкните на кнопке Box (Параллелепипед) в свитке Object Type (Тип объекта) командной панели Create (Создать). Переместите курсор в окно проекции Тор (Вид сверху) и установите его в районе точки с координатами (300; 300; 0). Щелкните кнопкой мыши и перетащите курсор по диагонали примерно до точки (320; -300; 0). Отпустите кнопку мыши и переместите курсор вверх, чтобы значение параметра Height (Высота) в свитке Parameters (Параметры) стало равным примерно 300 см. Щелкните кнопкой мыши, фиксируя высоту. Перейдите на командную панель Create (Создать) и исправьте значения в счетчиках Length (Длина), Width (Ширина) и Height (Высота) соответственно на 600, 20 и 300 см. Установите флажок Generate Mapping Coords (Проекционные координаты). Назовите объект PravStena.
10. Переместите правую стену на ее законное место. Для этого щелкните па кнопке инструмента Select and Move (Выделить и переместить), а затем убедитесь, что кнопка Absolute Mode Transform Type-In (Ввод абсолютных значений преобразования) в строке состояния не нажата, и введите в поля отсчетов координат X, Y и Z значения 310, 0 и 30 соответственно.
11. Создайте левую стену в виде дубликата правой. Для этого можно действовать так же, как описано в пп. 6, 7, но мы применим в учебных целях другой вариант создания дубликата и его точного размещения в сцене. Убедитесь, что объект PravStena все еще выделен. Выберите команду меню Edit > Clone (Правка > Дублировать). В появившемся окне диалога Clone Options (Параметры дублирования) оставьте переключатель Object (Объект) в положении Cору (Копия) и задайте имя копии LevStena. Щелкните на кнопке ОК. Будет создана копия, пространственно совмещенная с оригиналом — объектом PravStena. Измените в поле отсчета координаты X в строке состояния значение 310 на -310. Вид сцены на данный момент показан на рис. 5.12.
Рис. 5.12. Здание кафе «МАХ» приобрело боковые стены и потолок
12. Теперь построим фасад и заднюю стенку. Щелкните на кнопке Box (Параллелепипед) в свитке Object Type (Тип объекта) командной панели Create (Создать). Переместите курсор в окно проекции Тор (Вид сверху) и щелкните кнопкой мыши в районе точки с координатами (-320; -300; 0). Перетащите курсор в район точки (320; -320; 0) и отпустите кнопку мыши. Переместите курсор вверх, придав стене высоту около 400 см, и щелкните кнопкой мыши для ее фиксации. Перейдите на командную панель Create (Создать) и измените значения в счетчиках Length (Длина), Width (Ширина) и Height (Высота), сделав их равными соответственно 20, 640 и 400 см. Установите флажок Generate Mapping Coords (Проекционные координаты) и назовите объект Fasad.
13. Уточните положение фасада, введя в поля отсчетов координат X, Y и Z в строке состояния значения 0, -310 и 30 соответственно.
14. Пока фасад еще выделен, создайте его копию любым из известных вам методов (либо с помощью команды меню Edit > Clone (Правка > Дублировать), либо переместив объект Fasad при нажатой клавише Shift). Назовите копию Zadniaia stena, перейдите на командную панель Modify (Изменить) и задайте высоту стены в свитке Parameters (Параметры) равной 300 см, а длину — 5 см. Убедившись, что кнопка Absolute Mode Transform Type-In (Ввод абсолютных значений преобразования) и строке состояния не нажата, задайте в полях X, Y и Z строки состояния следующие точные координаты задней стены: 0; 302,5; 30.
15. В заключение создайте плиту, которая будет играть роль ступеньки перед будущей дверью. Прокрутите немного вверх изображение в окне проекции Тор (Вид сверху), используя инструмент Pan (Прокрутка). Щелкните на кнопке Box (Параллелепипед) и поместите курсор в точку с примерными координатами (-25; -340; 0). Щелкните кнопкой мыши и перетащите курсор в район точки (175; -400; 0). Отпустите кнопку мыши и переместите курсор вверх, придав блоку высоту около 15 см. Щелкните кнопкой мыши, фиксируя высоту, перейдите на командную панель Create (Создать) и задайте точные значения размеров блока: Length (Длина) - 60, Width (Ширина) = 200 и Height (Высота) = 15. Назовите объект Stupenka, установите флажок Generate Mapping Coords (Проекционные координаты). Щелкните на кнопке инструмента Select and Move (Выделить и переместить), убедитесь, что кнопка Absolute Mode Transform Type-In (Ввод абсолютных значений преобразования) в строке состояния не нажата, и введите в поля отсчетов координат X, Y и Z значения 75, -370 и 0 соответственно. Окончательный вид здания кафе, которое пока не имеет ни дверей, ни окон, показан на рис. 5.13 (плоскость проекции была повернута).
Рис. 5.13. Здание кафе «МАХ»: пока «без окон, без дверей»
16. Сохраните сцену.